Муниципальный контроль

Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Усть-Илимск за 2017 год

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Настоящее обобщение правоприменительной практики осуществления муниципального земельного контроля подготовлено во исполнение пункта 3 части 2 статьи ст. 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Анализ практики осуществления муниципального земельного контроля подготовлен с целью обеспечения доступности сведений об указанной практике, устранения условий, способствующих совершению правонарушений, а также оказание воздействия на участников земельных отношений в целях недопущения совершения правонарушений, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств.

Муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в МО город Усть-Илимск, проводится в виде проверок соблюдения земельного законодательства, мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также в виде мероприятий по профилактике нарушений требований земельного законодательства, и осуществляется Департаментом недвижимости Администрации города Усть-Илимска (далее – Департамент недвижимости) в соответствии с земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014г. № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок», постановлением Правительства Иркутской области от 12.02.2015г. № 45-пп «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля в Иркутской области», Уставом муниципального образования город Усть-Илимск, иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Усть-Илимска, Положением о Департаменте недвижимости Администрации города Усть-Илимска, утвержденным решением Городской Думы города Усть-Илимска от 14.12.2005 г. № 26/114, постановлением Администрации города Усть-Илимска от 26.03.2010 г. № 160 «Об утверждении Административного регламента исполнения функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Усть-Илимск», Постановлением Администрации города Усть-Илимска от 28.10.2015г. № 808 «Об утверждения Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков на территории муниципального образования город Усть-Илимск».

Муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования город Усть-Илимск осуществляется Уполномоченным органом - Департаментом недвижимости Администрации города Усть-Илимска отделом правового обеспечения и муниципального контроля. Штат муниципального земельного контроля в настоящее время заполнен и состоит из двух муниципальных инспекторов (главный и ведущий специалисты);

Основными целями и задачами муниципального земельного контроля являются:
• Обеспечение соблюдения, устранения допущенных нарушений земельного законодательства на территории муниципального образования город Усть-Илимск землепользователями, собственниками земельных участков;
• Выявление самовольно занятых земельных участков и используемых не по назначению;
• Поиск потерь муниципального бюджета от нецелевого использования земель и приведение фактического использования земель в соответствие с разрешенным видом использования;
• Обеспечение требований земельного законодательства;

Отдел муниципального земельного контроля взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, МЧС, органами прокуратуры, природоохранными органами.

В соответствии с утвержденным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год Департамента недвижимости, согласованным Усть-Илимской межрайонной прокуратурой, в план проверок было включено 6 юридических лиц. При проведении проверок нарушений земельного законодательства не выявлено.

В отношении физических лиц было проведено 34 плановых и внеплановых проверок. Выявлено 9 нарушений земельного законодательства по ст. 25-26 Земельного кодекса РФ - самовольное занятие земельного участка, использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Соответствующие материалы были направлены в Управление Росреестра по Иркутской области для принятия решения о привлечении лица, допустившего нарушения, к административной ответственности, предусмотренной ст 7.1 КоАП РФ. Из них - по шести земельным участкам гражданами оформлены права. По остальным - составлены протоколы об административном правонарушении и направлены в суд.

В соответствии с Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. гражданам и юридическим лицам, обладающим правом собственности на недвижимое имущество (жилой дом, административное здание и т.п.), необходимо оформить правоустанавливающие документы на земельный участок под ним на праве собственности либо на праве аренды. Напомним, что надлежаще оформленными документами на земельный участок признаются лишь выписка из ЕГРН о зарегистрированном праве собственности либо договор аренды земельного участка, зарегистрированный в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Если здание является собственностью нескольких лиц, то заявление на оформление земельного участка в собственность должно быть составлено от всех собственников недвижимости одновременно. Земельный участок будет разделен между всеми собственниками прямо пропорционально занимаемым помещениям в здании. Если часть здания является собственностью одних лиц, а другая часть здания принадлежит другим лицам, которые уклоняются от оформления документов на землю, то заявление на оформление земельного участка подается одним лицом с целью получения своей части земельного участка в аренду. Лица, уклоняющиеся от оформления своей части земельного участки понуждаются Департаментом недвижимости к оформлению через суд.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», штрафы за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок будут рассчитываться исходя из кадастровой стоимости. Так, например, для граждан штраф составит от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; для должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; для юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей. Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то физическим лицам придётся заплатить штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей; должностным лицам - от 20 000 до 50 000 рублей; юридическим лицам - от 100 000 до 200 000 рублей.

Муниципальными инспекторами проведено 120 плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков на территории муниципального образования город Усть-Илимск. Из них выявлено 61 нарушение земельного законодательства в части использования земельного участка без оформления прав.

Вынесены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, произведены расчеты сумм неосновательного обогащения в размере 9 131,0 тыс. руб. (добровольно оплачено 726,0 тыс. руб.), оплачены в бюджет города штрафы по нарушению условий договора аренды земельного участка в размере 89,9 тыс. руб.

Для оформления соответствующих прав на земельный участок, с заявлением в земельную комиссию при Администрации города Усть-Илимска вышли 20 землепользователей.

Выявлено четыре земельных участка с использованием не по целевому назначению (свалки) в нарушение ст. 42 Земельного кодекса РФ - использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Документы направлены МО МВД России «Усть-Илимский» для установления лиц.

Освобождены от несанкционированных бытовых свалок и свалок отходов лесопиления, а также после расторжения договора аренды шесть земельных участков общей площадью 2,49 Га.
По результатам проведенной работы с нарушителями земельного законодательства заключено 11 договоров аренды земельных участков с ежегодной арендной платой в сумме 1485,0 тыс. руб.; 17 договоров купли-продажи земельных участков на сумму выкупа 2255,0 тыс. руб.

Муниципальными инспекторами в рамках проверки благоустройства города, согласно Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области» от 30.12.2014 г № 173-ОЗ, было обследовано 45 земельных участков. На всех земельных участках были выявлены нарушения - мусор, выше нормы травяной покров, наледь. 32 землепользователя устранили нарушения в добровольном порядке, по 13-и были составлены протоколы об административном правонарушении, из них 8 получили предупреждения, остальные оштрафованы на сумму 6,0 тыс. руб.

Ни одно выявленное нарушение земельного законодательства не остаётся без внимания инспекторов. По результатам выявленных нарушений инспектора выдают предписания для устранения нарушений и контролируют ход этих устранений в регулярном порядке, что на практике ведёт к увеличению бюджетных поступлений в виде земельного налога или арендной платы.

Анализ устраненных нарушений показывает, что львиная доля дополнительных поступлений в бюджет за счет устранения земельных нарушений, приходится на субъекты малого и среднего предпринимательства, так как кадастровая стоимость земель используемых субъектами предпринимательства в разы превышают кадастровую стоимость земель, используемых гражданами.

Участниками земельных отношений в целях недопущения таких нарушений должны приниматься все необходимые меры, а именно:
- фактическое использование земельного участка должно соответствовать правовому режиму земельного участка, указанному в правоустанавливающих документах на землю и в ЕГРН;
- в целях недопущения изменения фактических границ земельных участков, в результате которых увеличивается площадь земельного участка за счет занятия земель, принадлежащих смежным правообладателям, необходимо удостовериться, что границы используемого земельного участка соответствуют границам земельного участка, содержащимся в ЕГРН, и не пересекают границ смежных земельных участков. В случае если в сведениях ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ используемого земельного участка, необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет кадастровые работы, в результате которых будет определено местоположение границ земельного участка, а также будут подготовлены документы для обращения с заявлением о внесении сведений о границах земельного участка в ЕГРН;
- в целях недопущения нарушения обязанности использовать земельные участки на основании зарегистрированных в установленном порядке правоустанавливающих документов, необходимо обратиться в уполномоченный орган за предоставлением прав на землю;
- в целях недопущения воспрепятствования законной деятельности должностного лица, осуществляющего муниципальный земельный контроль, участникам земельных отношений необходимо привести в соответствие почтовые адреса для получения юридически значимых сообщений.

В случае возникновения ситуаций, требующих дополнительного разъяснения относительно соблюдения требований земельного законодательства, получить квалифицированную помощь по существу, возможно посредством личного обращения к муниципальным инспекторам: Алексеев Евгений Александрович, Спурза Александр Михайлович, каб. 217, здание Администрации города Усть-Илимска, адрес: ул. Героев Труда, 38, тел. 98197. Часы работы: понедельник-пятница с 9-00 до 18-00, обед с 12-30 до 13-30.

Для того чтобы проследить в порядке самоконтроля, не допущены ли землепользователями самовольное занятие земель, достаточно соотнести фактически используемые границы земельного участка с оформленными границами. Информацию об оформленных границах земельных участков можно получить из публичной кадастровой карты в сети «Интернет» по ссылке: http://pkk5.rosreestr.ru.

Поиск информации


                                                
                                                

@Администрация города Усть-Илимска
666683 Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Героев Труда, 38

При использовании материалов, размещенных на официальном сайте Администрации города Усть-Илимска, ссылка на источник обязательна!